Лекция Брайана Ино «Что такое культура и зачем она нам»
Брайан Ино: Что такое искусство? (продолжение)
Постулаты творчества от гения нестандартного мышления Брайана Ино
Если гений — это талант отдельного человека, то сцений — это талант целого сообщества.
Начало: vk.com/wall-52526415_16691
В истории есть множество примеров великих сцениев, как, например, тот период в эпоху Ренессанса, когда жили Рафаэль, Микеланджело и да Винчи. Британская поп-культура в разное время тоже была примером сцения, когда неожиданно самые разные таланты и возможности пересекались. Получается нечто вроде экосистемы. В случае с экосистемой невозможно сказать, какие её части самые главные. В ней нет иерархии. Мы привыкли к системам, в которых всё организовано по уровням: важное вверху, менее важное внизу. Но экосистемы не такие. В них всё взаимосвязано и взаимозависимо. Если убрать что-то одно из экосистемы, может произойти дисбаланс и коллапс в совсем другом месте. Мне кажется, что культура — такая же система. Поэтому я считаю, что новые идеи формулируются отдельными личностями, но генерируются сообществами. Мы привыкли прославлять отдельных личностей, но мы забываем об остальном сообществе, которое стоит за ними.
Дабы проиллюстрировать эту идею, я приведу в качестве примера мою собственную историю. Когда мне было одиннадцать лет, я сдал экзамены и, поскольку мои родители были католиками, получил стипендию и продолжил обучение в католической средней школе. Как и многие другие школы, она выделяла несколько мест для талантливых ребят из рабочих семей. Потом я поступил в художественную школу, которая была бесплатной. Там я провёл пять бесценных лет. Закончив школу, я пополнил ряды безработных и стал получать пособие. Этот период был очень важным в моей жизни. Я решил жить на пособие, потому что я очень не хотел работать. Я боялся, что, начав работать, уже никогда не смогу выбраться. А я хотел быть музыкантом.
Поэтому я продолжал жить на пособие, и в один прекрасный день мне посчастливилось встретить Roxy Music. Затем мне повезло ещё раз, когда Джон Пил пришёл на один из наших ранних концертов. Так наши песни оказались на радио. Журналист по имени Ричард Уильямс услышал их и написал о них большую статью. Без этих людей мы бы никогда не стали известными, ведь на тот момент у нас не было ни менеджера, ни даже поклонников. Кроме того, в тот период мне очень помогли служба здравоохранения и общественная библиотека — институты, основанные много лет назад людьми, имевшими идеалистические взгляды на социальную инженерию. Джон Рит основал BBC с мыслью о том, что целая страна сможет извлечь пользу из этого нового средства распространения идей. Система стипендий и грантов была результатом дальновидной щедрости основателей школ. Пособие по безработице появилось, потому что кто-то решил, что в богатом обществе не должно быть нищих людей. Все эти разновидности социальной инженерии возникли совсем недавно как формы альтруизма и щедрости по отношению к будущим поколениям. Мы сейчас вступаем в новую эпоху. Мы переходим от эры дефицита, когда экономика была основана на борьбе за ресурсы, к эре изобилия и сотрудничества. Наш уровень продуктивности очень высок и будет продолжать расти по мере повышения автоматизации и роботизации. Следовательно, скоро в нашем участии в производственном процессе не будет необходимости. С другой стороны, поскольку мы будем жить в мире молниеносных перемен, нам придётся искать способы идти в ногу со временем. Чем же мы все будем заниматься? Я думаю, что мы будем посвящать всё свое время искусству — и не только профессионалы вроде меня, но и все люди. Мы все будем постоянно вовлечены в деятельность, о которой я говорил ранее: синхронизация умов, нахождение точек соприкосновения и создание новых миров и вариантов развития будущего.
Уже сейчас есть несколько интересных общественных инициатив, которые служат предвестниками будущего. Одна из них — это безусловный доход: идея, что каждый должен получать зарплату независимо от того, есть ли у него работа. Этот подход позволит нам одним махом победить бедность. Ещё одна инициатива — это открытое программное обеспечение. Это означает, что вместо того, чтобы генерировать идеи и потом бережно их охранять, люди начинают делиться ими. Linux, операционная система, используемая во многих суперкомпьютерах, — пример как раз такой программы с открытым исходным кодом. Кто угодно может её изменить. Wikipedia — ещё один пример того же принципа. Ещё двадцать лет назад подобные вещи казались немыслимыми, и они бы никогда не возникли в экономической системе предыдущих двух столетий.
Сегодня мы должны стать более альтруистичными. Ситуация, когда одна маленькая часть мира намного богаче всех остальных стран земного шара, не может продолжаться.
Мы не можем так жить дальше и ожидать, что другие не захотят прийти и отобрать часть нашего богатства. Это вызов, который требует от нас переосмыслить наши взгляды и самих себя. Но сегодня мы переосмысливаем наши взгляды, не сидя с книгой по философии в руках; вместо этого мы обмениваемся мнениями и развиваем собственные взгляды относительно взглядов остальных людей. Это коллективный процесс, и сейчас мы нуждаемся во всё большем количестве механизмов для такого обмена. Поэтому я считаю, что мы должны начать рассматривать искусство и культуру не как излишество, а как нашу ключевую деятельность.
Перевод лекции: Роман Шевчук
batenka.ru
***
Постулаты творчества от гения нестандартного мышления Брайана Ино
1. Верить в то, что искусство оказывает колоссальное влияние на реальную жизнь. Искусство — это способ познать, как устроен мир и как устроены мы сами.
2. Убеждать не с помощью агрессии, а обольстительно. Одно из предназначений искусства — показывать желанный, красивый мир. Видя благополучие и красоту, понимаешь несовершенства реальной жизни. И, естественно, думаешь о том, как устранить препятствия, отделяющие нас от мечты.
3. Создать команду из единомышленников, разделяющих ваши цели, понимающих ваши устремления и действующих точно так же. Во время бесед с ними вам в голову придут идеи, которые не посетили бы вас, останься вы в одиночестве.
4. Не бояться осложнений и технологий. Но и не надо стремиться к техническим подвигам, технологии созданы лишь для того, чтобы ими пользовались. Гораздо важнее наши эмоции.
5. Всегда оставаться в понятных рамках искусства для людей. Если ты не понятен широкой публике и раздражаешь ее, это твоя ошибка. Ответная положительная реакция широких масс — самый лучший стимул для творческого человека. Глас вопиющего в пустыне бесполезен, даже если он очень громок и отточен до совершенства.
6. Выкинуть понятие о стандартах из своей головы.
7. Всегда извлекать пользу из своих и чужих ошибок и нелепых случайностей.
8. Мыслить диаграммой.
9. Несмотря ни на что, сохранять в себе свою культуру, и создавать гибриды с чужими культурами. Быть самим собой и сотрудничать с непохожими на вас людьми.
10. Глас вопиющего в пустыне бесполезен, даже если он очень громок и отточен до совершенства.